Изобразительное искусство - тот вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры. Казалось бы, архитектура также относится к виду изобразительного искусства, но, увы, нет. Наука говорит, что архитектура не является изобразительным искусством, несмотря на то, что она постоянно находится в тесной связи с ним.

 

Живопись - один из древнейших видов искусства. До наших времен дошли изображения животных и людей, сделанные еще в эпоху искусства первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека.

Об искусстве.

О НАС

ДОСТАВКА

КАК ЗАКАЗАТЬ

КОНТАКТЫ

ЦЕНЫ

+7 (929) 517-51-65

Она повествует о жизни, запечатлевает людей, природу, окружающий человека предметный мир посредством зрительных образов. Эти образы создаются при помощи целой системы приемов, разработанных многими поколениями художников. В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду.

 

Различают живопись: монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), предназначенную для украшения архитектуры и играющую важную роль в идейно-образном истолковании архитектурной постройки; станковую (картины) обычно не связанную с каким-либо определенным местом в художественном ансамбле; декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов);  иконопись, миниатюру.

 

Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15-16 вв. и завершилось в основном в 17 в., когда помимо разделения изобразительного искусства на жанры появляется понятие «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» - портрет, пейзаж, натюрморт. Такая градация жанров просуществовала до 19 в.

 

Осенний пейзаж

С.Боттичелли. Рождение Венеры

Эскиз занавеса к спектаклю.

Коровин Константин Алексеевич

 

Икона Божией Матери с младенцем

Портрет. Жанр изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека или группы людей. Главные требования, предъявляемые к портрету - передача внешнего сходства и раскрытие внутреннего мира, сущности характера человека. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Парадный портрет показывает человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим), на архитектурном или пейзажном фоне. В камерном портрете используется поясное или погрудное изображение на нейтральном фоне. Существуют двойной и групповой портрет. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, но согласованные между собой по композиции, формату и колориту. Портреты могут образовывать ансамбли - портретные галереи, объединяемые по профессиональному, семейному и др. признакам (галереи портретов членов корпорации, гильдии, офицеров полка и т.д.).

 

В особую группу выделяется автопортрет - изображение художником самого себя.

 

В.Л.Боровиковский -

Портрет М.И.Лопухиной

 

Натюрморт.  Изображение предметов известно еще в искусстве античности и средних веков. Но первым натюрмортом в станковой живописи считается картина художника из Венеции Якопо де Барбари. Уже в 16 в. натюрморт делится на множество типов: интерьер кухни с людьми или без них, накрытый стол в сельской обстановке, «ванитас» с символическими предметами (ваза с цветами, погашенная свеча, музыкальные инструменты). В 17 в. жанр натюрморта переживает расцвет.

 

Особенно богат был голландский натюрморт, скромный по колориту и по изображенным вещам, но изысканный по выразительной фактуре предметов, по игре цвета и света.

 

Ф.Снейдерс  Натюрморт с лебедем.

 

Н. Теплов. “Натюрморт с попугаем”

 

Якопо де Барбари Куропатка со стрелой и перчатками

 

Изображение предметов известно еще в искусстве античности и средних веков. Но первым натюрмортом в станковой живописи считается картина художника из Венеции Якопо де Барбари. Уже в 16 в. натюрморт делится на множество типов: интерьер кухни с людьми или без них, накрытый стол в сельской обстановке, «ванитас» с символическими предметами (ваза с цветами, погашенная свеча, музыкальные инструменты). В 17 в. жанр натюрморта переживает расцвет.

Особенно богат был голландский натюрморт, скромный по колориту и по изображенным вещам, но изысканный по выразительной фактуре предметов, по игре цвета и света.

Исторический жанр - изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и персонажам. Ему свойственна монументальность, долгое время развивался в настенной живописи. Зародившись в древности, исторический жанр соединял реальные исторические события с мифами Исторический жанр в станковой живописи начал складываться в Европе в эпоху Возрождения, в 17-18 вв. его рассматривали как «высокий» жанр, выдвинув на первый план (религиозные, мифологические, аллегорические, собственно исторические сюжеты). Одной из первых реалистических станковых картин была Сдача Бреды Веласкеса.

Картины исторического жанра наполняли драматическим содержанием, высокими эстетическими идеалами, глубиной человеческих отношений.

 

Начало 19 в. - новый этап в развитии исторического жанра, который начался с возникновением романтизма, подъемом утопических ожиданий. Картины исторического жанра наполняли драматическим содержанием, высокими эстетическими идеалами, глубиной человеческих отношений.

 

Реализм 2-й половины 19 в. обращается к осмыслению исторических трагедий народов и личностей.

В искусстве 20 в. проявляется интерес к старине как к источнику красоты и поэзии.

В советском искусстве ведущее место заняла историко-революционая композиция.

 

Сдача Бреды. Веласкес

 

К.Брюллов.

Последний день Помпеи

 

Б.М.Кустодиев. Большевик

 

Мифологический жанр. Жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов, (от греч. mythos - предание). Мифологический жанр соприкасается с историческим и оформляется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие возможности для воплощения рассказов и персонажей со сложным этическим, зачастую аллегорическим подтекстом. В 17 в. - нач. 19 в. в произведениях мифологического жанра расширяется круг нравственных, эстетических проблем, которые воплощаются в высоких художественных идеалах и или сближаются с жизнью, или создают праздничное зрелище. С 19-20 вв. стали популярны темы германских, кельтских, индийских, славянских мифов.

 

Ханс фон Аахен

"Торжество Истины

и Справедливости"

 

П.П.Рубенс. Вакханалия

 

Бытовой жанр - изобразительного искусства, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека, повседневного обихода из крестьянского и городского быта. Обращение к жизни и нравам людей встречаются уже в росписях и рельефах Древнего Востока, в античной вазописи и скульптуре, в средневековых иконах и часословах. Но выделился и приобрел характерные формы бытовой жанр только как явление светского станкового искусства. Его основные черты начали оформляться в 14-15 вв. в алтарных картинах, рельефах, шпалерах, миниатюрах в Нидерландах, Германии, Франции. В 16 в. в Нидерландах бытовой жанр стал бурно развиваться и обособился.

Бытовой жанр, ориентированной на показ крестьянского быта и жизни горожанина, ярко развивался в русской живописи 19 века.

 

Г.Курбе. Мастерская художника

 

Венецианов А.Г. Весна на пашне.

 

Батальным жанром (от фр. bataille - битва) называют жанр живописи, являющийся частью исторического, мифологического жанра и специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. Батальный может включать элементы других жанров - бытового, портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта.

 

Виктор Васнецов

"После побоища Игоря Святославича

с половцами"

 

Пейзаж (фр. paysage)  - жанр изобразительного искусства, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности, городов, исторических памятников. Различают сельский, городской пейзаж (в т.ч. ведута), архитектурный, индустриальный, изображения водной стихии - морской (марина) и речной пейзаж В древности и в средние века пейзаж появляется в росписях храмов, дворцов, в иконах и в миниатюрах. В европейском искусстве первыми обратились к изображению природы венецианские живописцы эпохи Возрождения (А.Каналетто). С 16 в. пейзаж становится самостоятельным жанром, формируются его разновидности и направления: лирический, героический, документальный пейзаж.

 

В 19 в. творческие открытия мастеров пейзажа, насыщение его социальной проблематикой, развитие пленэра (изображение естественной природной среды) завершились достижениями импрессионизма, давшими новые возможности в живописной передаче пространственной глубины, изменчивости световоздушной среды, сложности цветовой гаммы.

 

Алексей Саврасов.

"Грачи прилетели"

 

 

Анималистический жанр (от лат. animal - животное).  Жанр изобразительного искусства, показывающий животных. Художник-анималист уделяет внимание художественно-образной характеристике животного, его повадкам, декоративной выразительности фигуры, силуэта. Часто животные наделяются присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи. Собственно анималистический жанр появился в Китае в периоды Тан (8 в.) и Сун (13 в.). В средневековом искусстве Европы были распространены почерпнутые из фольклора, языческих и христианских легенд сказочно-гротескные образы зверей и птиц; художники эпохи Возрождения (Пизанелло, А. Дюрер) начали рисовать животных с натуры. Европейский анималистический жанр сформировался (первоначально во многом как аллегорический - морализирующий, когда те или иные животные выступали как олицетворение человеческих пороков и добродетелей) в 17 в. в искусстве Голландии (П. Поттер, А. Кейп, М. де Хондекутер) и Фландрии.

В дальнейшем в произведениях мастеров анималистического жанра естественнонаучный интерес и стремление к точному воссозданию повадок и природной пластики животных.

 

 

Констан Тройон.

Отправление на рынок.

 

 

 

Франс Снейдерс.

Собаки сражающиеся с кабаном.

 

 

 

souzkartin@mail.ru

Поделиться

© Союз "К" art in г.Москва

+7 (929) 517-51-65