Маркетри (от франц. marquer - размечать, расчерчивать) - разновидность инкрустации по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины.

+7 (929) 517-51-65

О НАС

ДОСТАВКА

КАК ЗАКАЗАТЬ

КОНТАКТЫ

ЦЕНЫ

История маркетри

Святой Матфей.

Пьеро Дельта Франческо

(1410-1492)

 

Искусство маркетри зародилось давно, вероятнее всего в Малой Азии. Первые инкрустации (из мрамора) обнаружили в Галикарнассе во дворце Царя Мавсола 350 году до н.э. Этот тип маркетри стали называть - интарсия (Intarsia).

 

Первая используемая техника называлась- tarsia certosina, которая состояла в следующем: вырезали кусочки  шпона, а затем вставлялись в заготовленные полости основного изделия.

 

После падения Римской империи, этот метод художественного выражения постепенно утратили. Однако в некоторых местах Италии эта техника была сохранена, и в 14 веке быстро распространилась.

 

В этот период в Тоскане была разработана новая техника и называлась- tarsia geometrica. Отличие от tarsia certosina в том, что рисунок наклеивался полностью на предмет, а не врезался подетально.

 

15-ое столетие

В 15-м веке маркетри практикуется во многих итальянских городах, особенно во Флоренции. Франческо ди Джованни ди Маттео был основателем флорентийской школы маркетри.

 

Среди его последователей были братья Гильяно и Бенедетто да Майано, Баччо и Пьеро Понтелли и Доминико да Прато. Работы этих мастеров инкрустации  имеют большую ценность и хранятся в музеях.  В Лувре сохранились две великолепные панели из церкви Сан Бенедетто в Падуе.

 

Пять церковных киосков, украшенные фигурами и узорами в технике маркетри, Пантелион дей Мархи (Северная Италия, около 1505).В верхней части спинки расположены  епископы. Сент-Винсент, Христос. Святой Марк, и Святой папа Григорий. Композиции были выполнены из  груши, атласного дерева. черного, белого пучка дерево, палисандра, дуба и ореха, также  включает в себя зеленый тонированный шпон. Эти киоски выставлены в музее Жакмар-Андре, были приобретены  г-жой Андре во Флоренции в 1887 году. Другая часть находится в музее художественных  ремесел  в Берлине.

 

Самым выдающимся представителем этой школы был Бенедетто да Майано(1444-1496), который, как полагают, является фактическим изобретателем маркетри. Действительно, да Майано усовершенствовал процесс "tarsia geometrica" и  внес в искусство живописные эффекты и перспективу. Определенный стиль, названный "dammaianesque", назвали в честь этого мастера и его брата. Этот стиль состоит в значительной степени из геометрических композиций, формирующих декоративные границы.

 

Итальянский живописец и историк, Вазари, писал о Бенедетто да Майано  "он самый выдающийся мастер, который когда-либо обращался с долотом для формирования дерева".

 

Эволюция этой технике объясняется Вазари: "Мастер превзошел других в имитации перспективы, листьев и фантазий с помощью тонированного дерева".

 

Фактически, в 15-ом столетии, древесину начала окрашивать. Художники могли выполнять истинные "живописные картины", тогда как прежде они использовали только цвета натуральной древесины.

 

В начале 16-ого столетия Джованни да Верона использовал и усовершенствовал цветовую гамму. Верона создавал тени на кусочках шпона при помощи огня или кислоты.

 

Приклеивание готовой композиции на основу представляло несколько трудностей для флорентийских мастеров, как описал историк Вазари в краткой биографии ди Бенедетто да Майано. "Король Венгрии, Матиас I, у которого работали флорентийские мастера, также пригласил Бенедетто да Майано работать на него. Мастер привез с собой подарок два великолепных сундука инкрустированные  древесиной для него. Монарх был очень рад получить их. Но когда да Майано развернул один из сундуков, в присутствии Короля, то увидел, что морская влага проникла  и смягчила клей до такой степени, что весь набор отклеился и рассыпался. Художник был очень смущен таким публичным унижением, тогда он как мог счистил облицовку из маркетри  к удовлетворению короля.

 

Возрождение

В 16-м веке геометрическое маркетри хорошо подходило к эпохе  Возрождения. Процесс создания работы был трудоемок и занимал много времени. Элементы вырезались стамеской или долотом. В создании работы входит много деталей шпона прямоугольников, треугольников, многоугольников и звезд. Когда повторяющаяся резка самых мелких деталей этих композиций стала скучной, итальянские мастера-маркетристы изобрели способ, который ускорял операцию и  сохранял идентичность деталей.

 

Итальянский маркетристы изобрели  блочный способ, который называется tarsia toppo. Он состоял в создании композиции при помощи сложенных  деревянных реек в стеки (блоки). Эти блоки имеют разные геометрические формы. После того, как нужный рисунок будет  собран в блок, его склеивают, а затем разрезают на тонкие полоски и из них собирают набор

 

 

С помощью блочного способа процесс создания композиции из геометрических фигур стал проще и быстрее.

Художественное оформление постепенно стало развиваться в работах итальянских мастеров. В работах в технике маркетри стали появляться разные мотивы: здания, дороги, площади, внутренние дворы, аркады и т.д.

 

Также это искусство стало развиваться и в Германии, в Нюрнберге, Дрездене и др., как основных центров. Мастера-маркетристы Германии также реалистично создавали свои "картины", изображали балконы, арки и другие здания. Один из немецких мастеров, Ганс Краус, имевший свидетельства короля маркетри, открыл магазин в Париже в 1576 году.

 

Во Франции рост популярности маркетри начался в конце 15-го века, во время правления Чарльза VIII, и продолжался при Людовика XII и Франциска I. Мастера декоративного инкрустированния из Венеции, Флоренции и Ближнего Востока, в это время были хорошо известны.

 

 

Коробка для игры в шашки.

Италия 15-го века

 

 

Большой дубовый инкрустированный сундук. 17 века.

 

 

Много итальянских мастеров работало во Франции во время правления Франциска I. Один из них был известный мастер маркетри Жан-Мишель ди Панталеони(умер в 1531 году), который был причислен ко двору, как личный маркетрист короля. Во второй половине 16-го века были в моде шкафы из черного дерева. Следует отметить, что черное дерево; часто заменялось подкрашенным шпоном (груша).

 

Маркетри практикуется во многих частях мира в форме tarsia certosina и tarsia geometrica. На Дальнем Востоке, наиболее распространенным стала интарсия  кусочками перламутра в твердые породы дерева. С 17-го века, техника маркетри была развита на западе. Усовершенствование станка по изготовлению шпона позволяло делать его тонким, и облегчало резку деталей.

 

 

 

Возрождение

Много итальянских мастеров работало во Франции во время правления Франциска I. Один из них был известный мастер маркетри Жан-Мишель ди Панталеони(умер в 1531 году), который был причислен ко двору, как личный маркетрист короля. Во второй половине 16-го века были в моде шкафы из черного дерева. Следует отметить, что черное дерево; часто заменялось подкрашенным шпоном (груша).

 

Маркетри практикуется во многих частях мира в форме tarsia certosina и tarsia geometrica. На Дальнем Востоке, наиболее распространенным стала интарсия  кусочками перламутра в твердые породы дерева. С 17-го века, техника маркетри была развита на западе. Усовершенствование станка по изготовлению шпона позволяло делать его тонким, и облегчало резку деталей.

 

 

 

Голландский стол приблизительно 1680. Облицован азиатским розовым деревом.

музей Виктория и Альберт.

 

В середине 17-го века техника быстро распространилась во всех странах Европы, вытеснив применявшуюся до тех пор интарсию. А наивысшего расцвета техника маркетри достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Применение тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские поверхности, но и криволинейные. На рисунке показан комод английской работы XVIII в., украшенный маркетри из ореха, платана, самшита и других пород.

 

Немаловажную роль в развитии маркетри сыграл уже упомянутый французский мебельщик Андре Шарль Буль (1642 - 1732 гг.), обогативший маркетри применением наряду со шпоном ценных пород древесины, вставок из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепахи, перламутра.

 

 

 

 

Техника Буля заключалась в том, что наложенные одна на другую и зажатые в тисках пластинки из разных материалов (например, металла и панциря черепахи) по нанесенному на верхнюю пластинку рисунку распиливались лобзиком или разрезались ножом. Соединяя элементы рисунка, вырезанные из верхней пластинки, с элементами фона, вырезанными из нижней пластинки, и наоборот, Буль получал изящные переплетающиеся узоры (главным образом растительные).

 

Будучи талантливым архитектором, художником и гравером, Буль проектировал мебель и выполнял все операции, связанные с ее изготовлением и отделкой. Мастерская Буля, в которой работали и четыре его сына, со временем выросла в крупное мебельное предприятие, выпускавшее мебель в так называемом стиле Буль. Эта мебель - крупные шкафы, комоды, декоративные столики, подставки и футляры для часов и др., отличающаяся строгой величавостью форм, богатством и безукоризненным качеством отделки, бережно хранится во многих музеях мира.

 

 

 

 

 

Пол выполнен в технике маркетри. Замок de Maisons-Laffitte строился в 1642 к 1651.

 

Большой эбеновый шкаф.

Андре Шарль Буль.

Лувр.

 

 

Вслед за Булем во Франции работали выдающиеся мастера маркетри Жан-Анри Ризенер и Жан Франсуа Эбен, которые использовали в наборах Экзотические породы древесины - красное, розовое и фиалковое дерево, амарант, палисандр, пальму, лимонное дерево и т.д

 

Фрагмент интарсии Буля.

 

 

Стол Людовика XIV конец 17 -го столетия. Инкрустация по дереву в облицовке различных пород древесины на эбеновым фоне.

 

 

Раскладной стол. Жан Франсуа Эбен

 

 

Жан Франсуа Эбен

 

 

Два знаменитых мастера доминировали во второй половине 18-го столетия: Жан Франсуа Эбен(1723-1763), который стал мастером только за два года до смерти и Жан Анри Ризенер (1734-1806)

Жан Франсуа Эбен - выдающийся французский столяр-мебельщик немецкого происхождения, создатель великолепных новых форм мебельных конструкций и декора, великий маркетрист эпохи Людовика 15, гениальный механик. В историю он вошел как специалист по мебель "с секретом" и трансформирующейся мебели, а также как "бюро Короля" - бюро-цилиндра, выполненного для Людовика 15.

 

Поначалу Жан Франсуа Эбен после приезда в Париж, работал вначале как свободный мастер, затем в мастерской Шарля Жозефа Буля, младшего сына Андре Шарля Буля. После смерти Шарля Жозефа, в 1754 году Жан Франсуа получил звание мастера-краснодеревщика короля. Он получил собственную мастерскую в королевской мануфактуре Гобеленов затем, в 1756 году - Арсенале.

 

Ризенер ввел во Францию моду на красное дерево, начав в 1780-х годах облицовывать мебель шпоном из красного дерева, привозивших из Сан-Доминго и с Антильских островов.

 

На этом фоне нежно выделяется тончайшая золоченая бронза. Мастер разработал легко узнаваемый стиль с цветочным маркетри, плетением и цветочными оправами из позолоченной бронзы, которые проектировал в своей мастерской. Для его поздних работ характерна форма секретера - письменного стола в виде узкого шкафчика с откидной передней фаской, образующей столешницу.

 

 

 

После смерти Жана Франсуа Эбена, его вдова, чтобы сохранить мастерскую и магазин, должна была оставить старых служащих, среди которых был Жан Анри Ризенер, ставший впоследствии ее вторым мужем. В 1768 года он получил звание мастера и мастерскую в Арсенале. До этого времени на все мебельные предметы ставили клеймо Ж. Ф. Эбена т.к покупатели хотели творения "Эбена", а не "Ризенера", который тогда еще не был так популярен, как его учитель.

Слава Ризенера пришла в 1769 году, поставив свою подпись на знаменитом бюро, начатом еще его учителем. Мастер поместил в это бюро механизм для откидывания цилиндрической крышки, который изобрел в 1769 году, и выполнил в технике маркетри.

Жан Анри Ризенер

(1734-1806)

 

Стол-бюро изготовлен для кабинета Людовика 15. 1760 год. Жан Анри Ризенер. Бюро.

 

В Германии в конце XVIII в. прославился безукоризненной техникой мозаичных наборов Давид Рентген, который выполнял не только наборы, украшавшие мебель, но и декоративные настенные панно. По художественной выразительности эти панно соперничают с живописными полотнами.

 

Стол.

Жан-Анри Ризенер

 

 

Комод. Жан Анри Ризенер

 

 

Комод эпохи Людовика XVI.

Жан-Анри Ризенер

 

 

 

В середине XVIII века работа в технике маркетри стала одним из главных критериев в определении мастерства краснодеревщиков всех европейских стран. Каждая национальная школа имела «свое лицо» и ведущих специалистов в этой области, таких как Джузеппе Маджолини в Италии, отец и сын Рентгены в Германии, Джон Линнелл, Томас Чиппендейл, Вильям Инс и Джон Мэйхью в Англии. Самая крупная школа образовалась во Франции, где работали десятки известнейших мебельщиков - Андре-Шарль Буль, Антуан Гудро и Шарль Крессан, Жан-Франсуа Эбен и Анри Ризенер, Робер Годре и семья Ван Ризенбург, Жан-Франсуа Лелe и Рене Дюбю, и многие другие.

 

Панели Давида Рентгена.

Размеры: 30 х 42,5 см

 

 

Овальный стол  Давида Рентгена

В Германии в конце XVIII в. прославился безукоризненной техникой мозаичных наборов Давид Рентген, который выполнял не только наборы, украшавшие мебель, но и декоративные настенные панно. По художественной выразительности эти панно соперничают с живописными полотнами.

 

Комод Людовика XV комод сделан в Англии в 1765 году французским краснодеревщиком Пьером Ланглуа.

 

 

Стол из палисандра инкрустирован маркетри и  слоновой кости. Он был изготовлен англичанином Стивеном Веббом (1849 - 1933)  Музей Виктории и Альберта

 

Рояль. около 1840 года. Маркетри Джордж Генри Блейк.  Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

 

Возникновение техники маркетри в России.

В XVIII веке техника маркетри приходит в Россию. Петр I предпринимает попытку создать русскую школу мастеров по изготовлению мебели. По-настоящему результаты стали приходить  во время царствования Екатерины II. Императрица, ревностно следившая за всеми новыми художественными веяниями в европейской культуре, уделяла огромное внимание строительству и отделке своей главной резиденции - Зимнего дворца. Значительная часть мебели его интерьеров была декорирована в технике маркетри.

 

В Петербурге существовали гильдии иностранных ремесленников, объединяющие специалистов разных специальностей. Известно, что в 1790-е годы немецкая гильдия столяров, куда входили, помимо немцев, и англичане, насчитывала 90 человек. Но краснодеревцами, то есть мебельщиками высокого класса, работали лишь единицы14. Высокое качество исполнения выявленных предметов и их немалое количество говорит о том, что их автор не только обладал ярким талантом, но и имел возможность выполнять значительные по объему заказы. В те годы только один мастер мог на таком уровне следовать в своей профессиональной деятельности европейским традициям и, в тоже время, иметь свое неповторимое лицо, это был Х.Мейер (Christian Meьer) - главный поставщик Двора Ее Императорского Величества.

 

 

Мастер прибыл в столицу Российской империи 28 июня 1774 года из Копенгагена и вскоре стал работать по заказам Императорского Двора. Мейер не имел официального звания придворного мебельщика, но, выполняя самые разнообразные работы, в том числе изготовление мебели, по существу являлся им на протяжении 30 лет.

 

В 80-е годы XVIII века он работал в технике набора, в 1784 году по эскизам Ю.Фельтена мастер изготавливал шпонированные дорогими породами двери и наборные паркеты для дома А.Д.Ланского, а в 1786 году по эскизам Д.Кваренги им были созданы наборные полы в Лоджиях Рафаэля рядом с Эрмитажем. Эти эпизоды творческой биографии говорят о высоком профессиональном уровне, так как в XVIII веке практика мебельщика обычно совмещалась с работой паркетчиков, поскольку методы по изготовлению наборных полов и мебели по технологии совершенно аналогичны.

 

В построении рисунка маркетри, украшающего дверцы шкафчиков, отчетливо заметен определенный художественный прием: деление плоскости декоративными рамками, в которых заключен какой-либо орнамент, и помещенные в углах композиции розетки. Эти изделия условно относятся ко второму периоду его творчества, поскольку выполнены в иной художественно-технической манере - они фанерованы красным деревом и богато украшены золоченой бронзой. Этот стиль в  творчестве Х.Мейера  считается наиболее характерным, он присутствует во всех его работах.

 

Мейер был далеко не единственным в столице мебельщиком, применявшим технику маркетри. Помимо него работали многие мастера, произведения которых украшали дворцы Петербурга и Москвы. Среди них следует назвать имя Никифора Васильева.

 

 

 

Х.Мейер. Столик-бобик.

1770-1780-е годы.

Эрмитаж

 

Х.Мейер. Ломберный столик из каталога аукциона Кристи 1985 года. 1770-1780-е годы

 

Н.Васильев. Бюро.

Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»

 

Н.Васильев. Ломберный столик.

1780-1790-е годы.

Панно на крышке столешницы.

Эрмитаж

 

Н.Васильев. Комод.

1770-1780-е годы.

Декор боковой стенки

 

 

Помимо Христиана Мейера и Никифора Васильева в России так же трудились мастера-краснодеревщики: Матвей Яковлевич Веретенников - крепостной графа С.В.Салтыкова, братья Насковы, подмастерья Герасим Козлов, работавший в мастерских  Царского Села, еще работали иностранные мастера И.Шмит и И.Киммель изготавливали мебель, украшенную маркетри или росписью.

Никифор Васильев был одним из наиболее талантливых краснодеревцев своего времени. Крупнейшие вельможи Екатерининской эпохи делали ему заказы на изготовление уникальной мебели, о чем свидетельствует история знаменитого столика для гравюр с видами усадьбы Кусково, изготовленного для графа П.Б.Шереметева. Профессиональный уровень работ Васильева был столь высок, что его работы преподносились в качестве подарков самой императрице, как, например, столик с панорамой Твери.

 

Одним из наиболее характерных приемов является то особое предпочтение, которое Васильев отдавал изображениям архитектуры. Почти все его произведения (за исключением двух) украшены композициями с изображением зданий, которые, как правило, занимают самое видное положение на предметах — в центре столешницы, на фасадах бюро. Во многих известных работах мастер создавал пейзажи с видами известных сооружений или парков в пригородах Петербурга, в Москве, Подмосковье или Твери. В этом случае образцами для наборных картин становились гравюры по рисункам М.И.Махаева. Примерами служат подписной столик, украшенный панорамой усадьбы Кусково 1770–1780-х годов, цилиндрическое бюро из Царского Села 1770-х годов, стол с видами Твери и другие работы.

 

 

Помимо этого в творчестве Васильева присутствует и другой тип архитектурных композиций, который помещался на боковых плоскостях, царгах и на внутренних ящичках мебели. Эти композиции, как правило, представляли собой архитектурные фантазии, лишь отдаленно походившие на знакомые архитектурные ландшафты. Иногда в композицию включались отдельные детали, напоминавшие известные сооружения русской или западноевропейской архитектуры. Именно так были декорированы некоторые части все того же бюро из Екатерининского дворца, бюро из музея «Усадьба Кусково», ломберного столика «Аркадские пастухи» и другие предметы.

 

 

 

Для творческой манеры Васильева, характерно использование определенных растительных орнаментов. Среди них можно выделить несколько типов, одним из которых является орнамент, обычно состоящий из двух переплетенных ветвей, каждая из которых волнообразно изогнута, ветви имеют отходящие в сторону листья, цветы или ягоды, как, например, на бюро из музея «Усадьба Кусково». Все эти черты отчетливо видны в отделке комода из коллекции Эрмитажа, который является весьма редким образцом городской мебели Петербурга конца XVIII века.

 

Датой изготовления большинства известных до сих пор работ мастера были 1770–1790 годы. Лишь бюро из музея «Усадьба Кусково» датировано 1780–1790 годами32. Именно оно особенно близко по своим художественным характеристикам к бюро из Архангельского и столику из Эрмитажа, что дает возможность датировать их тем же временем.

 

Оглядывая творчество двух представленных мастеров, легко увидеть существенную разницу их творческого метода. Если Х.Мейер предстает мастером, в значительной степени ориентированным на европейские каноны, то в работах Никифора Васильева довлеет самобытность и яркость художественной фантазии, они далеки от стереотипов и свободнее от влияний западноевропейских мебельных школ.

 

Источники статьи:

1.Pierre Ramond - Marquetry. The Taunton Press. 1989.

2. http://www.dpholding.ru.

3. "Наше Наследие" № 85 2008 (http://www.nasledie-   rus.ru/podshivka/8516.php)

 

souzkartin@mail.ru

Поделиться

© Союз "К" art in г.Москва

+7 (929) 517-51-65